ПЕШКОМ НА ТЯТЮ

Снежно-морозным январским вечером возвращались мы с москвичкой Олей с сахалинского пика Чехова, что расположен недалеко от Южного (Южно-Сахалинск-прим.) Я вслух кроила далекий летний отпуск, пытаясь втиснуть в нерезиновое время поездки в заказник "Восточный" и на остров Кунашир. Идея двинуть на Курилы вдвоем родилась среди снегов немедленно и неожиданно, но Ольга была крепка в намерениях и, спустя полгода, навьюченные рюкзаками, мы сходили с парохода "Игорь Фархутдинов" на причал Южно-Курильска. Не обделенный вниманием туристической братии, Кунашир в этот раз принимал в свои туманные объятья еще две группы. Москвичи и питерцы были настроены решительно-оптимистично, и все хотели на Тятю (вулкан Тятя-прим). "Для нас главное - Тятя, остальное - в последнюю очередь",- приоритеты москвичей, тащивших рюкзаки и пакеты с макаронами, сомнений не вызывали. Мы с Ольгой очередность красотам Кунашира не устанавливали, понимая, что главным дирижером островной симфонии станет погода, но, набродившись вдоволь по маршрутам южной части Кунашира, все чаще посматривали на север, и, когда до нашего отъезда оставалась неделя, стали собираться в путь. Пешком на Тятю. Ветер и океан никак не заключали перемирие, волны не давали возможности воспользоваться лодкой заповедника «Курильский", поэтому пеший поход оставался единственным нашим шансом, упускать который мы не собирались.

Заглянули в записки давно ходившего на вулкан приятеля. По его раскладу уложиться мы должны были в семь дней.. По три дня на дорогу и один на восхождение.. Что ж, возьмем за основу чужой опыт.. Первым пунктом значилось "Ловим попутку до Виная, а лучше до Чайки… Был предстартовый вечер и время позволяло попытаться решить эту задачу заранее. Гостеприимный и общительный, Кунашир не раз выручал нас попутным транспортом, поэтому особой проблемы мы не видели. Не найдя среди знакомых и их друзей желающих в грядущую субботу съездить на неведомый Винай, вопреки нашим правилам решили с утра воспользоваться услугами такси, а пока, под крышей приютившего нас стационара ИМГИК, собирали рюкзаки, сосредоточенно и молча.. Пересматривали каждый грамм снаряжения, ведь путь предстоял неблизкий, лишний вес и забывчивость были недопустимы. Учитывалось все, от нитки-иголки, до запасных батареек на GPS-навигатор. Питание свели к кашам-пятиминуткам, куксе и кураге-финикам. Свое незыблемо-торжественное место в рюкзаке занял неизменный кусок сала. На случай стихийных продовольственных коллапсов имелись крючки-лески для поимки речной рыбешки.

… Утро 3 августа 2013 г. встретило нас солнцем.

Радуга

Привыкшие к туману-мороси ЮК (Южно-Курильск-прим.), мы решили, что это, несомненно, добрый знак. ..Поиск транспорта хоть и был непростым, но, в конце концов, увенчался успехом. В начале десятого за нами подъехала машина…За рулем беленькой свежевымытой трехдверки сидела девушка. Что такое Винай она толком не знала, наверное это нас и спасло. Кое-как запихнув рюкзаки в авто, неопределенно махнули рукой в сторону дороги, что ведет мимо конторы заповедника в заданном направлении.. "Нам – туда, на север".. По предварительному опросу местных жителей, сведения о расстоянии варьировались в промежутке от пяти километров до "пока можно будет ехать".. Легкие сомнения симпатичной автоледи "проеду - не проеду" нас ничуть не смущали. Эх! Лиха беда – начало! Покатили!!!

… Пять километров закончились очень быстро, но дорога бежала дальше. На широкой отгрейдерованной грунтовке сначала появились громадные лужи, потом она сузилась и, окунаясь в ручьи, что попадались на пути, потряхивая нас на ухабах пошла вдоль моря.. "Прости меня, моя машинка! Сколько же еще ехать??"- девушка за рулем жалобно уговаривала авто ехать дальше. Никто не обгонял нас, никто не ехал навстречу. "Ловим попутку на Винай".. долго бы мы ее дожидались)).. Наконец проехали какой-то придорожный стан, и водитель радостно сообщила, что дальше проезда нет. Выгрузились.. Пожелали друг другу удачной дороги и, проводив удаляющееся такси прощальным взглядом, взвалив рюкзаки, вдохнули полной грудью соленый морской воздух. В путь!! …Утро придавало силы, ноги сами задали себе довольно резвый ход и очень скоро мы подошли к месту, что значилось в моем GPS "Чайка". Популярное, но труднодосягаемое место отдыха кунаширцев названо в честь женщины-космонавта Валентины Терешковой и ее позывного. Согласно "запискам бывалого" нам надлежало здесь отдохнуть и искупаться. С интересом подошли к бетонному бассейну приличного размера, довольно глубокому – мне по грудь, который построили многие годы назад жители Отрадного. Вода в нем почти горячая. Долго не раздумывая, разделись и погрузились в кайф.

Купание на Чайке

Мы, конечно, не устали, но отказать себе в удовольствии поплавать в теплой воде на фоне прохладного океана не могли. Покидать бассейн категорически не хотелось, но нас ждал Тятя, поэтому, сделав фотосессию, пошли дальше.

….Следующим пунктом "записок" был Филатовский кордон, на котором нам советовали переночевать. Поначалу двигались вдоль берега, очень удачно обойдя пару прижимов по отливу. …Море!!.. Какое шикарное было море!! Волны Южно-Курильского пролива шли одна за одной, рассыпаясь по песчаному пляжу. Сильный теплый ветер дул с берега и трепал морские гребни, откидывая их назад, словно развевающиеся седые волосы.

Океан

Вода отражала небо, переливаясь на солнце всеми оттенками ультрамарина. На нас глазели подплывшие к берегу любопытные нерпы, которых было несколько десятков.

Нерпы

Вокруг нерп водили хороводы стайки уток. Наверное так выглядит рай, подумалось мне, глядя на эту природную идиллию. …По песку тянулся след от квадроцикла, который вскоре покинул прибрежную полосу и вместе с ним мы углубились в лес. Дорога обходила таким образом непроходы мысов Рогачева и Геммерлинга……Сзади послышался звук мотора и через некоторое время нас догнал "грызлик" (квадроцикл-прим). Поздоровались. Мужчина, ехавший с ребенком на рыбалку на реку Саратовская, подтвердил наши догадки - кордон совсем рядом, рукой подать. …Дорога в лесу была щедра на лужи, которые мы старательно обходили. Реку, что пересекла наш путь, я переходила босиком, Ольга же перебиралась по полуразрушенному покосившемуся бревенчатому мосту. На Филатовский вышли к 14 часам и, понятное дело, о ночевке на нем речь уже не шла – впереди был значительный запас светового дня и отличной погоды. Тем не менее заглянули поздороваться.

Филатовский кордон

…На длинной привязи возле аккуратного домика бегали две лайки. Хозяин кордона деловито стучал молотком, что-то строил. Переписав данные наших паспортов, расспросил, куда держим путь, и есть ли у нас разрешение на посещение вулкана. Честно сказали, что такового не имеем, но собираемся в случае успешного восхождения выписать пропуск и рассчитаться с заповедником (по 400 руб. с человека) по возвращению. Оказалось, что, переночевав на кордоне, утром в сторону Тяти ушла группа ребят из Питерского лицея. Это обстоятельство нас порадовало, и, хотя они опережали нас на полдня, мы рассчитывали догнать их еще до начала подъема на вулкан. С ребятами мы были уже знакомы - прибыли в ЮК на одном пароходе и, так случилось, неделей раньше шли за ними по пятам от вулкана Головнина до мыса Столбчатый. Уточнив напоследок тонкости ответвлений от основной дороги, что приведет нас к побережью, попрощались с кордоном и продолжили свой путь. Через некоторое время вышли на перевал, после которого глиняная и скользкая после многочисленных дождей, дорога начала спускаться, и в просвете между деревьями показался берег. Недалеко от устья реки Камышовая мы наконец-то остановились на обед, и, пережевывая на ходу сало с хлебом, любовались открывшимся простором. Противоположный берег облюбовали чайки. В дальней дали красовался Тятя, который Ольга решила сфотографировать на фоне летающих птиц, и по ее сигналу я подняла в небо их огромную белую стаю. Картинка получилась конечно не очень оригинальная, но зато очень красивая.

На берегу реки Камышовой

… Дальнейший путь по берегу был весьма приятен. На сколько хватало глаз, протянулся вперед на многие километры великолепнейший пляж. Мы шли по плотному песку без каких-либо усилий и не опасались неожиданной встречи с медведями, следы которых попадались очень часто. Погода радовала солнечным постоянством, природа дарила новые красоты и новые впечатления. Кроме чаек нас сопровождали вездесущие нерпы, часто на каменных выступах видели мы бакланов и белоплечих орланов. Видимо рассчитывая на угощение, словно бездомные дворняги, подбегали к нам лисы. Но нам категорически не советовали подкармливать рыжих плутовок и, разочарованные, они нас долго не преследовали.

Нас обогнал еще один квадроцикл. Молодой мужчина ехал на Саратовский кордон в гости и, заодно, порыбачить.

…В устье реки Саратовская мы вышли около 18 часов, уже изрядно устав. На берегу ловили рыбу те, кто повстречался нам днем. Мужчина, тот, что был с ребенком, показал нам наиболее удачное место для брода и, разувшись, я первая шагнула в воду. Переправа босиком по скользким булыжникам с тяжелым рюкзаком, когда течение и глубина норовят нарушить и без того неустойчивое равновесие – мероприятие малоприятное, но неизбежное.. Выбравшись на песок, сбросила рюкзак и, ожидая Ольгу, все еще перебирающуюся через реку, стала ходить по морскому прибою.

В устье реки Саратовская

Когда ступни отошли от каменного стресса, мы нашли с ней подходящее бревно и сели обуваться. Любуясь красавцем-вулканом задумались о грядущих планах. Было достаточно светло, чтобы идти дальше, и, наверное, мы бы так и сделали, если бы… …Вывалившегося из прибрежных кустов и приближающегося к нам со скоростью курьерского поезда медведя я заметила первая. Вряд ли мы были его гастрономической целью, скорее всего он просто не успел нас рассмотреть)). Довольно крупный, необычным светлым окрасом отличался от тех своих собратьев, что приходилось мне видеть на Сахалине в заказнике "Восточный". Двигался мишка настолько быстро, что времени обуваться нам не осталось.. Схватив ботинки и рюкзаки мы убрались с его дороги и поспешили на берег реки, туда, где были люди. Стараясь не выдавать волнения сообщили, что "там - медведь")))…Уточнив, где находится "там", один из мужчин на квардроцикле спугнул наше "препятствие", но идти дальше в этот день нам почему-то сразу же расхотелось)). Окружающие не без иронии сообщили, что на следующих реках Тятина и Ночка медведей будет больше.. Так мы оказались на Саратовском кордоне.

…Огороженное от моря высоким лесом, место оказалось очень симпатичным.. Домик, баня, хозпостройки, ручные лисы, небольшие грядки с зеленью, огромный скелет кита на зеленой поляне перед домом. Во всем угадывалось неравнодушие хозяина кордона, его творчество и рука мастера.. По сложившимся обстоятельствам ужинать нам довелось не Дошираком с салом, а ухой из палтуса.. Тот же палтус, только запеченный с картошкой на костре, выдали нам утром, чтобы мы могли подкрепиться в пути. Переночевав, в 7 утра мы покинули кордон и снова вышли к морю. Солнца не было. И Тяти не было тоже. То есть он, конечно, был, но густая облачность скрыла вулкан из вида, не оставляя даже намеков на его существование. Что ж, хорошего помаленьку. Радовало уже то, что не было дождя. Мы бодро зашагали дальше к нашей цели. Вскоре песчаный пляж закончился, и путь наш продолжился по камням.. Это сразу сказалось на скорости, пришлось идти медленнее, выверяя шаги. Параллельно берегу, за зарослями высоченной травы мы обнаружили дорогу. Две ее колеи едва просматривались сквозь шиповник, но идти было полегче, чем по булыжникам.

Идём вдоль моря

Когда заросли становились слишком густыми, мы снова возвращались к морю. На каменистом берегу следов медвежих лап мы не видели, но, судя по попадающимся остаткам жизнедеятельности, присутствие косолапых поблизости было несомненным. По этой причине с раннего утра мы с Ольгой начали многочасовой концерт из песен разных лет и разных жанров, иногда разбавляя пение пионерскими речевками и детскими стихами. Хит "Куда идет король – большой секрет" из "Бременских музыкантов" исполнялся несчетное количество раз в надежде, что будет оценен медведями по достоинству. Иногда дорога, ненадолго убегая от моря, погружала нас в заросли темнохвоя. В такие моменты мы собирались с духом, запевали "Катюшу" и "пролетали" дремучие участки максимально быстро. …Задолго до обеда в высокой прибрежной траве увидели питерских лицеистов. Ребята перекусывали и собирали рюкзаки. Поздоровались с ними и пошли дальше без остановки, дойти в этот день нам надо было как минимум до подножия Тяти. .. Ближе к полудню, миновав реки Тятина и Ночка, пройдя мыс Мысовой приблизились к мысу Рубежный. Старательно вглядываясь в прибрежные склоны, разглядели набитое квадроциклами в бамбуке направление, уходящее вверх. Говорят, по этой дороге на "грызликах" местный народ, в нарушение заповедности территории, поднимается на Тятю до кратера Отважный чтобы отдохнуть и пожарить шашлыки. … Поползли в крутой подъем. К весу рюкзаков добавился вес 6,5 литров воды, набранной про запас.

Оля с водой

Мы знали, что где-то чуть выше Отважного есть маленький источник, но испытывать судьбу (найдем - не найдем) не стали. Забравшись на "полку" (возвышенность-прим.), полюбовались открывшимися видами северо-восточной части Кунашира и, вдохнув напоследок морской воздух, углубились в заросший бамбуком хвойно-лиственный лес.

…. По мере набора высоты окружающая растительность становилась ниже. Среди деревьев все чаще стал попадаться горельник, под ногами захрустел вулканический шлак.

Шлак и деревья

Заплатки шлака становились все больше, а островки живой зелени все меньше, и вот уже вокруг нас только останки деревьев, сгоревших очевидно в 1973 г. при извержении кратера "Отважный". Открывшемуся пейзажу мы дали название "Зима на Марсе", настолько он показался нам безжизненным. Однако, прямо под ногами, то и дело попадалась на глаза новая жизнь. Неумолимо и настойчиво прорастая голубыми цветами волосистоплодного колокольчика, она вторгалась в пространство этой зимы).

Верхний кратер

Чуть выше "Отважного" шлаковая пустыня заканчивалась, далее, почти до высоты 1400 м изрезанный отрогами конус Тяти был густо покрыт растительностью и вполне обитаем.

На склонах Тяти

…. Оставив рюкзаки под одним из мертвых деревьев, решили сходить на кратер "Отважный", а заодно поискать тропинку, по которой на следующее утро будем подниматься на вершину вулкана. Оставшееся до конца дня время позволяло нам не торопиться. Преодолев очередной шлаковый овраг, гуляли по кромке кратера, любовались открывающимися видами и делали фотосессию. Что касается поисков тропинки, ведущей на вершину, то тут возникли ожидаемые затруднения. Ветер, сопровождающий нас повсюду, старательно задувал даже наши свеженатоптанные следы, и, понятное дело, не оставил даже намеков на следы от восхождений наших предшественников. Что ж, пришлось звонить приятелю в Южный, чтобы глядя на трек, передаваемый нашим SPOT, он скорректировал наше местоположение. Изрядно потоптавшись по шлаковым склонам, наконец-то вышли на стартовую позицию. Едва заметная тропинка пряталась в зарослях стланика и низкорослых лиственных деревьев. Все, теперь можно спускаться к рюкзакам, ужинать и отдыхать перед завтрашним решительным штурмом Тяти.

…Свою палатку мы поставили буквально в метре от следов квадроциклов, поднимающихся к Отважному, довольно удачно приспособив под вешалку одно из мертвых деревьев.

Едва приступив к ужину, увидели наконец-то добравшихся до нас питерских лицеистов. Ребята были очень уставшие – они проскочили дорогу, по которой добирались мы, прошли до мыса Рубежный, и даже начали подъем по забамбученному одноименному ручью. Потом, разобравшись с имеющимися треками, вышли на правильный путь. Я предложила им встать лагерем недалеко от нас и утром вместе начать восхождение. Долго уговаривать их не пришлось, споро и слаженно лицеисты развернули свои палатки, дежурные принялись за приготовление пищи, а свободные от дел с интересом расспрашивали меня о Сахалине. Выяснилось, что перед их поездкой мы даже общались на Сахкоме, выясняя некоторые детали предстоящего путешествия. Наверное, вечер вопросов и ответов длился бы бесконечно, но на завтра предстоял трудный день и наш лагерь отошел ко сну. Подъем назначили на 6 утра, на 7 – начало восхождения.

…Ночью поднялся ветер. Он был такой силы, что дуги палаток звенели, прогибались и, казалось, вот-вот сломаются. В темноте, в накрывшем нас густом тумане, словно светлячки, кружились фонарики – это лицеисты боролись за живучесть своих походных жилищ. Им было проще - в арсенале ребят имелись треккинговые палки, которые можно было загнать глубоко в шлак. Нам же закрепиться было нечем, за неимением лучшего привалили рюкзаками тент изнутри и удерживали палатку собственным весом. Мне было стыдно.. Мало того, что сама встала на ночевку на абсолютно неприкрытом месте, так еще и других спровоцировала на эту же глупость. Под мощный гул ветра и шуршание шлака утреннее восхождение представлялось весьма сомнительным.

....Ребята, которых мы должны были разбудить, проснулись раньше нас. Пахло кашей. Несмотря ни на какие обстоятельства распорядок лицейской группы не менялся. Высунувшись из палатки, поглядывая в сторону вершины Тяти, пошла искать их руководителя. Несмотря на ветер, было сухо, причин отменять восхождение не было.

…Решили начать подъем сразу же, как только закончится завтрак. …

Ночевать на этом «приветливом» месте мы с Ольгой больше не планировали. Ветер, как в турбине, и уменьшающиеся запасы воды – две весомые причины, по которым нам надлежало в этот день спуститься к морскому берегу. Поэтому, не тратя времени, сложили палатку и упаковали походные рюкзаки. Они подождут нас здесь, пока мы не спустимся с верхнего кратера Тяти. С собой взяли маленький рюкзачок для радиальных выходов, который вмещает в себя воду, перекус на день, средства навигации. С места нашей ночевки вершины Тяти видно не было, но «плечи» вулкана неплохо просматривались сквозь клочья тумана, за ними синело небо. Погода обещала подарить покорителям жаркий день.

….Идти по шлаку даже без тяжелых рюкзаков дело непростое, а тем более, если приходится еще и набирать высоту.

Вверх по шлаку

Миновав шлаковые поля, окунулись в «зеленку». Здесь есть где спрятаться от солнца и есть за что уцепиться . В овражке нашли воду. Крошечный источник, скорее всего питается от снега, который тает где-то высоко на сомме вулкана. Вода показалась мне безвкусной, но все по очереди пили ее и наливали в пластиковые бутылки про запас…С набором высоты, мы все чаще оборачиваемся назад чтобы рассмотреть открывающиеся внизу красоты.

Отважный с соммы

Кратер Отважный, мыс Рубежный , мыс Крупноярова.. все, как на ладони. Поднимаемся выше. Солнце палит нещадно. Ветер, не покидающий нас, не приносит облегчения, лишь сносит из-под ног красноватую шлаковую пыль. Как здОрово было бы сейчас окунуться в морские волны…Останавливаемся, чтобы умыться – глаза застилает соленый пот. Почти вся растительность осталась внизу, здесь лишь мелкая каменная береза, и кедровый стланик по-прежнему сопровождает нас, добродушно протягивая свою мягкую зеленую лапу – держитесь! Облака, пропустив нас к вершине, смыкаются под нами. Мы выше облаков. Теперь берег Кунашира спрятан от глаз, зато вдали ясно виден Шикотан - остров, оставивший в моем сердце теплый и добрый след. Показываю Ольге ее мечту, побывать на мысе Край Света тоже входит в ее планы.

….Передовой отряд восходителей уже на «плечах» Тяти. Мы на высоте 1485 м. Под подбадривающие крики добираются до соммы вулкана отстающие. То, что я вижу, кажется мне частью громадной арены.

Мы на сомме

Ее диаметр 2,5 км. Впечатление добавляет кое-где пробивающаяся зеленая трава. «Арену» ограждают огромные валуны кольцевого гребня. В центре, над дном привершинной кальдеры, возвышается центральный конус. Его высота около 400-метров. Нам еще предстоит подняться до вершины по застывшей лаве, а пока мы прячемся от изнуряющегося солнца, как ящерицы, в расщелины камней. Радостные от победы над первым подъемом, фотографируемся, перекусываем и направляемся в сторону излияния лавы. На нашем пути лежат заплаты не растаявшего снега красно-коричневого цвета.

….Несмотря на то, что подъем становится еще более крутым, по застывшей лаве подниматься гораздо приятней, чем пробуксовывать по шлаку.

Вверх по лаве

Выше и выше, цепляясь за камни, поднимаемся мы над островом, над морем, над всем, что осталось там, внизу. С небольшими передышками преодолеваем более трехсот метров подъема..Все, мы на краю верхнего кратера вулкана. Выше нас только небо!!

…Под ногами уже не шлак, а куски застывшей лавы и горячая мягкая почва, в основном красного цвета. По всей своей окружности кратер «курит», от этого стоит удушливый запах серы. Порывы ветра приносят порционно свежий воздух, поэтому дышится вполне сносно. Заглядываем внутрь, и даже замечаем закрепленную веревку. Нет, туда мы спускаться не будем. Понятно, что лишь ученые-вулканологи могут разговаривать с его величеством Тятей на одном языке…. Тем временем лицеисты двинулись к самой высокой точке конуса, и мы следуем за ними.

По кратеру

Наш восторг не передать словами!! Ольга пытается обнять небо, раскинув руки, словно летит по краю кратера.

В целом идти не трудно, но местами ноги разъезжаются, как на глине. Пару раз всерьез пожалели об отсутствии треккинговых палок, пришлось преодолевать опасный участок ползком. ..Вот и вершина.. места маловато для всей нашей братии, но умещаемся, фотографируемся,

На самом верху

любуемся облаками, вулканом Руруй, что высится из облаков,

Вулкан Руруй

и обозначившимся Итурупом. Разглядываем сверху привершинную кальдеру. Отсюда вулкан выглядит совсем по иному, чем снизу, но так же мощно и внушительно….Из ниоткуда появляются и неожиданно атакуют нас сотни мух. Маленькие агрессоры, а может стражи Тяти, начинают лезть в глаза и кусать куда попало. Под их натиском сворачиваем победную эйфорию и начинаем спуск, предварительно вспомнив, что в случае падения надо ехать на животе вниз лицом. .. Пожалуй, самые тревожные моменты - в начале спуска. Периодически устраивая камнепады, передвигаемся по крутому конусу в сторону разбившегося вертолета, который потерпел аварию, и с тех пор лежит примерно посредине. К хвосту вертолета прикреплен многометровый канат, с помощью которого двигаемся вниз быстрее и увереннее.

Наконец ноги окунаются в шлак, мы уже бежим вниз, за нами следом клубиться красная пыль. Минутная остановка у кольцевого гребня и снова вниз, вниз, вниз.. Ныряем в облака..Здесь пасмурно, морось, и очень скоро становится прохладно. Мы словно черти грязно-красные от пыли, но достаем «флиски» и утепляемся. …У источника выстроилась очередь из жаждущих, терпеливо ждем, чтобы умыть хотя бы лица. .. Вот и наши рюкзаки. Отдаем лицеистам, собирающимся обедать, остатки воды, где-то около 2-х литров.. ребята сразу же делят ее по глоткам. . Благодарим их за прекрасную компанию, прощаемся и, взвалив рюкзаки, устремляемся к побережью. …Вокруг нас мокрый рослый бамбук и высокие деревья. Кажется нереальным, то, что лишь пару часов назад мы были на вершине Тяти, в другом, ослепительно солнечном мире. ..На побережье выходим промокшие.

Замечаем катер, и лодку, забрасывающую на берег людей. Оставляю Ольгу отдыхать, а сама бегу по валунам за мыс поздороваться с пришельцами.. Это москвичи.. дождались-таки случая добраться до подножия вулкана по воде. Моему появлению они удивлены, расспрашивают про восхождение. Пожелав им удачи, возвращаюсь к рюкзакам - сегодня предстоит еще немало попрыгать по камням в сторону цивилизации. …День незаметно тает. Глядя на GPS, понимаю, что до Ночки засветло не дотянуть. На ходу начинаем присматривать свободное от камней место для ночлега. Повсюду медвежьи следы, не хочется заночевать на промысловом участке косолапого. Наконец останавливаемся неподалеку от мелкого ручья, непригодного, как нам кажется, для захода рыбы. За долгий, насыщенный событиями день, мы, конечно, устали. Ставим палатку и готовим воистину царский ужин – куксу с тушенкой. За нами наблюдает лиса. В наглую подходит на расстояние метра к «столу». Желая спугнуть плутовку, Ольга дудит в «противомедвежью» дудку. Эффект поражает. У меня трескаются перепонки, лисица же, глядя на нас с досадой, не ведет даже ухом. Интересно, винни-пухи тоже не воспринимают всерьез такие звуки??)). Поведение рыжей нас озадачило, но почему-то, после восхождения на Тятю, про мишек мы думали без опаски. Не гоже ведь нападать на тех, кто покорил вулкан))…Лисицу мы не угостили. Видимо в отместку за это она привела к палатке лисят, и ночью они устроили рядом настоящий шабаш с дикими визгами. Пришлось светить фонарем и кидать в разбойников наугад камни.

…Утром упаковывались под моросящим дождем. Складывая мокрую палатку, решили идти максимально быстро и ужинать предполагали уже в ЮК…

... Обратный путь был уныло-дождливым и новыми впечатлениями не примечателен, не считая того, что переходя через реку Ночка мы обе, поскользнувшись на камнях, упали и искупались… Не заходя на Саратовский кордон, строевым шагом дошли по пляжу до реки Камышовой. Если верить SPOT, шли мы на этом участке со скоростью около 6 км/час. Миновав Филатовский кордон, куда мы заглянули поздороваться и доложить об успехе похода, вышли к Чайке уставшие и промокшие. Ежась от холода, разделись и погрузились в теплую воду бассейна. Как в замедленном фильме мимо нас в тумане проплыл табун лошадей

Табун на Чайке

Мы отогревались и рассматривали диких красавцев. Наконец, собравшись с духом, вылезли из воды и стали собираться. Нам оставался переход до Виная, после которого хотелось добираться до ЮК уже на авто. Позвонили знакомому, попросили вызвать такси, и, собрав остаток сил, продолжили путь. Нам не повезло – было время прилива. Если первые прижимы мы прошли относительно удачно, то под конец пришлось брести по пояс в воде. Конечно, можно было найти обход поверху, но мы и так были мокрые, лишнее купание в море картины в общем-то не меняло, к тому же нас подгоняло время.

…На Винай машина и мы прибыли одновременно. «Удачно сходили?» - «Удачно». Потом, пересказывая и переживая заново события этих дней, мы будем вспоминать все новые и новые детали похода на вулкан. Но сейчас, остывая от азарта дороги, мы были немногословны и бесконечно счастливы, мысленно благодаря судьбу за то, что позволила побывать на Тяте – самом высоком и красивейшем вулкане острова Кунашир.