В гостях у Снежной Королевы

Гора Ледяная

Мы едем-едем-едем!!!.. Края не очень далекие, но и не близкие, 330 км от Южного (Южно-Сахалинск, прим). Наша цель – гора Ледяная (1250 м). Моя давняя мечта! Строгая красавица расположена недалеко от поселков Буюклы и Матросово, на границе Смирныховского и Поронайского районов. Сейчас весна, но она еще вся в снегу, настоящая снежная королева!!

24 апреля 2015 г. Небо, нахмурившись облаками, швыряет в лобовое стекло нашего авто дождь и мокрый снег. Сахалинская весна во всей красе!! Сегодня мы должны добраться до Матросово и встать на ночевку поближе к Горе, чтобы утром, отдохнувшими, идти на штурм вершины. Нас 12, и наше восхождение на Ледяную будет, пожалуй, самым массовым в ее истории. До Матросово добираемся тремя группами. Первыми, на междугородном автобусе, стартанули Илья Бобров и Саша Коновалов. Они добрались раньше нас, едущих на двух машинах, и под дождем занимались ориентированием на местности, разыскивая место ночевки в лесу по заданным координатам. Не изменяя своим привычкам, Уля из Молдавии, прихватив с собой Женю с Камчатки, добиралась до Матросово автостопом, но, поменяв пять машин, ребята застряли в 12 км от цели. Пришлось Павлу Колпачеву, выгрузив наши вещи в гостеприимной матросовской харчевне, ехать за ними. Наконец, дождавшись отстающих, поужинав и пристроив на площадке у столовой наши автомобили, в темноте и под легкой моросью двигаемся в путь.

И снова в путь, а путь не проложен,

Назад шагнуть нам невозможно.

Никто не ждет нас этой ночью,

Нас путь зовет, ставь ногу прочно.

Старая песня.. уже и слов всех не помню, но напеваю про себя.

…Вскоре, надев снегоступы, сворачиваем с федеральной трассы в лес. По едва заметным просекам идем за нашим проводником Андреем на место, где будет стоять лагерь. Молодая пара, Андрей и Лена ранее уже поднимались на Ледяную, их опыт, несомненно, очень важен. Идти недалеко, около километра, и, хоть и делаем впотьмах небольшой лишний крюк, очень скоро добираемся до места ночевки. Пока ставим палатки, появляется Данька Демкин, добравшийся на позднем автобусе. Всё..теперь все в сборе, можно отдыхать перед завтрашним непростым маршрутом. Спать укладываемся с мыслями о погоде, прося у природы милости в виде солнца или, на худой конец, хорошей видимости.

25 апреля 2015 г. Поднимаемся в 6 утра. Растопив снег, кипятим воду, завтракаем дежурными пятиминутными кашами, пьем чай. Довольно пасмурно, но пока без осадков и это, несомненно, радует. Все надеются на обещанное синоптиками улучшение погоды. Можно, конечно, подняться на гору и в условиях тумана или низкой облачности, но тогда мы лишимся львиной доли впечатлений. Наполнив термосы про запас и взяв самое необходимое, около 8 утра покидаем лагерь. В снегоступах довольно споро продвигаемся среди смешанного леса и вскоре выходим просеку ЛЭП. Перед нами Ледяная, вернее ее нижняя треть. Все, что выше закрыто густым туманом. Как и положено снежной королеве, гора окутана тайной, кажется величественной и неприступной. Что ж, попробуем растопить ее сердце!

Гора Ледяная, утро

…Я начинаю часто спотыкаться и, наконец, падаю. С изумлением обнаруживаю, что расклепался снегоступ. Идущая рядом Нина – руководитель «Адреналина» тут же по рации останавливает всю группу: « У нас поломка!!». Мне невероятно неловко всех задерживать, подручными средствами устраняю проблему, и только после этого все вместе идем дальше. Переходим укутанный снегом ручей и через редколесье подбираемся к хребту, ведущему на предвершину Ледяной. .. Снова падаю вниз лицом, едва успев подставить руки – мой хлипкий крепеж перетерся, снова ремонт и снова все меня ждут. На сей раз делаю все основательнее, очень неприятно быть «слабым звеном».

…Начинаем подъем сквозь березы и редкие елочки, но иногда попадаем во вполне солидные заплатки темнохвоя. С набором высоты становится жарко, на ходу снимаем лишнюю одежду.

Подъем

Несмотря на то, что пасмурно, позади нас отличная видимость, можно даже рассмотреть далекое море, но впереди путь по-прежнему закрывают облака. Нас это не очень огорчает, у всех замечательное боевое настроение и уверенность в том, что вскоре вершина Ледяной покажется во всем своем великолепии.

Периодически останавливаемся отдохнуть и заодно делаем фотосессии. Наш главный папарацци – Илья, снимает без устали и ловит в кадр самые неожиданные моменты восхождения. В крутом изнурительном подъеме оставляем позади себя заметно поредевший и ставший ниже ростом березняк и аккуратно идем друг за другом по кромке неширокого снежного хребта. Одна из туч осыпает нас снегом.

Ставь ногу в след, ставь ногу точно

Ложится снег, наст стал непрочным

Нет страха, нет. Страх ветром сдуло.

Ставь ногу в след, ставь и не думай.

Песня та же..Ну прям как будто про нас написано..

Облака поднимаются вместе с нами и, наконец рассеявшись, ко всеобщему восторгу открывают нам вид на предвершину и «плечо» Ледяной.

На предвершине Ледяной

При виде «пупыря», как мы окрестили высшую точку штурмуемого нами хребта, речь моя становится полна междометиями))). И без того крутой подъем становится еще круче. Пожалуй, не рискнула бы преодолевать этот участок в одиночку – есть вероятность оступиться и улететь в снежный кулуар..В этом случае сам себе помощь оказать ты, увы, не сможешь. Впрочем, трудности подъема на «пупырь» кажутся мне ничтожными по сравнению с грядущим спуском. Утешает то, что все мы, по советам бывалых восходителей, прихватили с собой кошки. На этом этапе нам очень пригодилась веревка, которую предусмотрительно взяли с собой ребята из «Адреналина» Женя и Сергей Василенко. Те, кому затруднительно зацепиться снегоступами за размешанный первыми восходителями снег, поднимаются с ее помощью. Наконец все преодолевают трудный участок. И, хотя до вершины Ледяной нам надо еще подняться по ее пологому «плечу», мы уже уверены в победе!! Облака, как будто сдавшись под нашим натиском, окончательно расступаются, мы уже видим причудливо залепленный снегом тригапункт.

На плече Ледяной

От открывшихся внизу заснеженных хребтов захватывает дух.

Фотографируемся и немного отдыхаем.

Дальнейший путь к вершине кажется простым, но карнизы снега, нависающие с восточной стороны, обязывают нас быть предельно внимательными. «Белые невесты», «белые сестры» …

за красивыми названиями этой ослепительной роскоши скрывается разрушительная мощь снежных лавин. Гора не терпит легкомыслия и требует к себе уважительного отношения на всех этапах подъема.

Плечо Ледяной, снежные карнизы

Идем неторопливо, фотографируя открывающиеся виды горных цепей, разглядываем невероятные изгибы кулуаров и лавиносбросов. К этой красоте нельзя привыкнуть. Она завораживает, отодвигает прочь все оставшиеся внизу проблемы…

С вершины Ледяной

…С востока за хребет из последних сил цепляются облака, но «макушка» Ледяной у нас уже как на ладони. До цели считанные метры…УРА!!!! Мы на вершине!!

До вершины считанные метры

Душу переполняет восторг! Фотографируемся и шлем сообщения друзьям об успехе восхождения.

На вершине

Уходить не хочется. Между тем синее небо, как будто подаренное нам Горой в награду за упорство, потихоньку снова начинают затягивать облака. Пора возвращаться… Наша вереница растягивается по всему «плечу» от тригапункта до «пупыря», и мы смотримся издали крошечными точками, словно двенадцать гномов.

На плече Ледяной

Перед крутым спуском с «пупыря» надеваем кошки и с помощью веревки минуем опасный участок. Все.. «официальную часть» визита к Снежной Королеве можно считать законченной. До палаток, конечно, еще далеко, и мы еще долго будем спускаться по хребту, кто на кошках, кто на снегоступах, а кто –то рискнет и на «пятой точке» проехаться немного, но это, по большей части, уже будет просто ненапряжная прогулка под весенним солнцем, превратившем снег в кашу.

От высоты дух захватывает

В лагерь приходим все мокрые и с мокрыми ногами, уставшие, но очень довольные. В лучах закатного солнца пытаемся сушить вещи, развесив их на деревьях.

Наш палаточный лагерь

Сушим вещи

….Ах, какое это искушение – переодевшись в сухую одежду, заползти в теплый спальник и, устроившись поудобнее, отдыхать в палатке от многотрудного похода)). Нет, мы не из этого теста слеплены!! Собираемся у костра и поглощаем невероятно вкусный борщ, сваренный Ниной. А потом.. потом до самой звездной ночи поем песни всех времен и народов. Эхо возвращает наши голоса и кажется, что нам подпевает Гора.

….Ранним утром собираемся домой. В поселке заходим в знакомую харчевню перекусить. «Ну что, поднялись на Матросовку? Мы ее так называем..Неужели до самого-самого верха добрались?» Улыбаемся в ответ: «Да, до самого-самого!!!»

На мосту через реку останавливаемся и прощаемся с красавицей Ледяной. Гора, подарившая нам незабываемые впечатления, сегодня не прячется в облаках. Я любуюсь Снежной Королевой и надеюсь увидеться с ней снова. До новых встреч, Ледяная!!