Часть 1           Часть 3           Часть 4           Часть 5

На главную

ПО РЕКАМ КРАСНОСЕЛЬСКОЙ И ЖУКОВКЕ

(описание местности приведено по состоянию на июль 2000 г.;
обновлено в сентябре 2011 г.)

После прохождения этого маршрута вместе с покойным Анатолием Андреевичем Шушуновым (1941-2011) автор составил его описание «по горячим следам». С А.А. Шушуновым оно было согласовано. Но в связи с кончиной Анатолия Андреевича автор спустя 11 лет решил дополнить материал многочисленными его фото, сделанными при прохождении этого маршрута.

Продолжительность маршрута составляла примерно 35-40 км, лучше было его проходить в период с июня по октябрь, время прохождения - несколько дней в зависимости от погодных условий (например, мы прошли его за неделю, так как погода была переменчивой – но покойный Андрей Клитин уверял, что его можно при желании пройти и за 2 дня).

Но с тех далёких времён автор в описываемой местности больше не бывал. И по непроверенным данным – тропа, по которой мы шли, вроде заросла – если так, то это описание становится, по сути, достоянием истории?

Но всё же его привожу.

Итак, стартовая точка маршрута находится в пригороде Южно-Сахалинска Ново-Александровске на перекрестке улиц 2-ой Красносельской и 30 Лет Победы (автобус № 62), откуда следует идти по дороге на северо-восток вверх по течению реки Красносельской. Вдоль дороги и этой реки тянется дачный массив, далее дорога продолжается всё также вверх вдоль реки и дважды пересекает её вброд. Перед третьим бродом дорога заканчивается, после него она переходит в тропу, которой и следует придерживаться вдоль всего пути.

После пятого по счету брода около тропы наблюдаются старые воронки, слева от них в реку впадает с северной стороны ручей Даниловка (географически правый приток). После воронок следует придерживаться главной тропы, которая поворачивает на юго-восток и в дальнейшем поднимается вверх по реке Красносельской, она со временем становится ручьём. На этом пути имеются 2 опасных участка по крутым склонам, которые обойти проблематично. Через некоторое время ручей разделяется на 2, если смотреть вверх по течению. Недалеко от этого разделения имеется площадка, удобная для остановки. После неё все также следует придерживаться тропы, которая временами проходит прямо по руслу ручья, а временами отходит от него немного в сторону по обоим его берегам. В одном месте наблюдалась «ловушка», в которую мы попались: имелась развилка, так, что если от нее повернуть влево, то тропа становится звериной и вскоре теряется на очень крутом склоне, поэтому от данной развилки следует всё же идти прямо и вверх строго по руслу ручья – в конце концов основная тропа проявится.

Цветение кишмиша (актинидии коломикты) и калужницы во время подъёма по Красносельской

Через некоторое время подъём будет проходить по альпийским лугам и в итоге выведет на перевал.

Тяжеловат подъём на перевал!

Автор на перевале пытается по радио поймать прогноз погоды –
ранее шёл дождь.

После перевала спуск будет относительно крутым, но в техническом плане опасности не представляющим. Примерно через 6 км после перевала тропа выведет на реку Жуковку, здесь уже будет довольно много площадок, удобных для остановки.

На спуске с перевала попали в дождь, после чего обсушиваемся

Далее тропа всё время будет придерживаться реки Жуковки. Здесь имеются 2 опасных участка по левому берегу реки (в шаге справа от тропы – практически пропасть), но их можно обойти при небольшой воде по руслу или правому берегу, который в этих местах пологий.

Следует отметить, что после ряда бродов через реку не везде очевидно, где продолжается тропа на противоположном берегу, и поэтому следует проявлять особую внимательность – в тех местах много слабых ответвлений от главной тропы, протоптанных зверями.

Участники похода на р. Жуковке обсуждают размеры рыб,
которые можно здесь поймать.

Наклонный таганок, который постоянно использовал Анатолий Андреевич

Идём по Жуковке

Обнаружили шалаш – браконьерский, наверно?

Через некоторое время тропа, проходя по правому берегу реки Жуковки, пересечет её крупный приток – реку Хохловку. Вскоре от этого места тропа станет постепенно отдаляться от Жуковки и примерно через 2 км после пересечения Хохловки выведет на берег Охотского моря. По берегу проходит дорога, и, если повернуть направо, на юг, то эта дорога пройдёт через устья рек Вознесеновки и Долинки и выведет к поселку Лесному. По мере движения на юг все чаще и чаще будут встречаться транспортные средства.

Автор на побережье вблизи устья р. Жуковки

При выходе на побережье обнаружили клеща и пустили его ползать по карте

Валерий Хмара (текст), 2000-2011
Анатолий Шушунов (фото)

Примерная карта маршрута (он обозначен пунктиром)