ПО СУСУНАЙСКОЙ ДОЛИНЕ И У ПОДНОЖИЯ ЗАПАДНО-САХАЛИНСКИХ ГОР К СЕВЕРО-ЗАПАДУ ОТ ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Представлен целый набор маршрутов разной продолжительности, как показано на карте. Время действия - пожалуй, за исключением апреля, пока снег в тех местах не протает; дороги не чистятся. Зимой облегчает передвижение наличие следов снегоходов, которые в тех местах ездят регулярно. Особую ценность эти маршруты могут представлять для велосипедистов в бесснежное время. Автотранспорт в тех местах ездит редко, и то преимущественно на дачи, показанные в юго-западной части карты. Далее будет рассмотрено передвижение по тем местам пешком.

Как туда попасть, и общее начало маршрутов

Рекомендуется начинать передвижение пешком с юго-западного угла, потому что в противном случае автобусы оттуда ходят довольно редко, и может быть потрачено много времени на их ожидание. Туда можно легко попасть, зная расписание движения автобусов.

Маршрут № 119 до Санаторного. Отправление от остановки «16-я школа» в 8:10, 10:00. Идёт по ул. Ленина, Дружбы (Луговое), Советской (Ново-Александровка), со всеми остановками.

Маршрут № 189 до Синегорска. Отправление от остановки «16-я школа» в 8:57, 11:05. Идёт по ул. Ленина, Сахалинской, пр. Мира, ул. 2-ой Хабаровской (Ново-Александровка), со всеми остановками; далее поворачивает на пер. Горького и пересекает железнодорожный переезд, затем на ул. Советскую.

Далее оба маршрута поворачивают на ул. Ключевскую и заходят в с. Ключи. После выезда из Ключей, примерно через 1 км, будет остановка по требованию, вблизи которой находит столбик, обозначающий 18 км от Южно-Сахалинска. Время движения автобусом от остановки «16-я школа» до этого места: примерно 40 минут. На этой остановке и следует выходить, здесь начинается пешая часть.

Чуть далее остановки имеется перекрёсток, откуда следует повернуть на юго-восток и пройти 700 м до 1-го поворота, как показано на карте утолщённой линией красного цвета. Далее можно идти по желанию.

1. На Ново-Александровку: утолщённая линия зелёного цвета.

Это отрезок пути имеет протяжённость 6 км. Если всё время от 1-го поворота идти на юго-восток, то примерно через 4 км можно попасть на отрезок, прочищаемый зимой, вблизи которого находится крестьянское хозяйство, и далее ещё 2 км в конец ул. Советской, вблизи железнодорожной станции. Можно оттуда перейти железную дорогу и воспользоваться тропой, которая приведёт к остановке «МРО»; через неё следуют автобусы маршрутов №№ 3 и 10.

Но по пути можно сделать вариацию. От третьего поворота (его координаты 47°04'35.9" С.Ш., 142°41'19.9" В.Д., высота 67 м) свернуть но нему на северо-восток, и через 800 м боковая дорога приведёт к небольшому озеру.

2. На Березняки кратчайшим путём: утолщённая линия красного цвета.

Это отрезок пути имеет протяжённость 12 км, среднее время его прохождения 3 часа.

От 1-го поворота следует пройти на северо-восток и далее на север, слева будут видны дачи. Через 4 км будет перекрёсток, по нему надо повернуть на восток и вскоре снова на север. Оказываемся на мосту через реку Большой Такой, выше этого моста река разделяется на Лысуху и Лиру.

На север в 300 м от моста будет перекрёсток. При желании, от него можно сделать вариации.

- На северо-запад идёт дорога вдоль географически левого берега р. Лиры, примерно через 4 км заканчивающаяся тупиком. Но зимой далее вдоль реки ездят снегоходы, автор по их следам проходил даже 5 км в один конец, и в результате главенствующая над той местностью гора Старорусская была видна уже с западной стороны.

- На север ведёт дорога, после пересечения ручья Кордон поворачивающая вдоль полей на запад, и заканчивающаяся тупиком на склоне г. Старорусской. Склоны той горы покрыты сплошным бамбуком, но зимой некоторые знакомые автора умудрялись взойти на неё - чего ни в коем случае нельзя делать при наличии лавинной опасности, склоны той горы довольно крутые и покрыты редкими деревьями!

- Но если пройти тот маршрут в минимальном объёме, от того перекрёстка следует идти на северо-восток, как показано на карте. После поворота на восток и пересечения мостов через реки Большой Такой и Березняки, попадаем в село Березняки, откуда можно легко уехать рейсовым транспортом.

Виды на гору Старорусскую зимой и летом

3. На Березняки или Старорусское дополнительно: утолщённая линия синего цвета.

Как показано на карте, от перекрёстка возле моста, примерно через 800 м следует повернуть на север, отсюда начинается синяя линия. Координаты поворота: 47°07'14.5" С.Ш., 142°41'29.7" В.Д., высота 85 м.

Далее дорога будет огибать поля, пройдёт вверх и затем вниз. После относительно крутого спуска недалеко будет ручей Мичуринка, на правом берегу которого имеется приятная ивовая рощица, удобная для привала.

Далее предстоит пологий спуск на северо-восток. После пересечения моста через р. Кордон будет развилка: если от неё повернуть на север, то можно выйти в Старорусское, а если на юг - то в Березняки. Автор ходил обоими способами, в зависимости от направления ветра, чтобы он при заходе в то или иное село был попутным.

Всего этот маршрут можно пройти после высадки с автобуса за 5-6 часов.

4. От Старорусского дополнительно в Сокол: утолщённая линия коричневого цвета.

Если начинать движение от с. Старорусского, то следует перейти мост через р. Большой Такой, и пройти мимо теплиц. Далее вверх на запад начнётся полевая дорога, нарисованная коричневой линией.

Дорога пройдёт мимо озера, координаты которого 47°09'51.1" С.Ш., 142°42'31.1" В.Д., высота 60 м. Далее она повернёт на север, и будет проходить у подножия Западно-Сахалинских гор. После поворота на северо-восток она будет проходить вдоль реки Полтавской, и выведет к перекрёстку, от которого, повернув на восток, попадаем в пос. Сокол. На запад же от того перекрёстка дорога пересекает Сусунайскую долину и выводит к реке Малый Такой - это место жители пос. Сокол ещё именуют старым японским названием «Мураяма».

Автор выражает благодарность Игорю Подковырову за сведения об озёрах, расположенных вблизи дорог.