САХАЛИНЕЦ НА АЛТАЕ И ИССЫК-КУЛЕ

ЧАСТЬ 1 – ПУТЬ В НОВОСИБИРСК

ПРЕДЫСТОРИЯ

В июле 2004 г. мы с Владимиром Грышуком, совершая трёхмесячное путешествие, описанное им в очерке «Провинциалы в Европе», заезжали на одну из турбаз в Горном Алтае, где отдыхал мой университетский товарищ Александр Савченко с семьёй. Очень понравился нам тогда Алтай, и появилось желание посетить его снова. За истекшие после того вояжа 5 лет Володя совершил несколько путешествий, длительных и не очень (см. главную страницу сайта), а сейчас, после полугодового велопробега в Индию, находится на Сахалине. Мне же за этот промежуток времени удалось вырваться на материк только один раз (см. «Бродяги Сахалина») – были на то свои причины, но в нынешнем году препятствий к тому не оказалось.

А ещё в январе этого года у А. Савченко сформировались планы на ближайшее лето: пойти со своими товарищами в двухнедельный пеший поход по труднодоступным местам Алтая. При этом доставка участников похода из Новосибирска предполагается на автомобилях с возможностью их парковки в стартовом пункте похода – посёлке Тюнгур. Именно на автомобилях, поскольку регулярного транспортного сообщения с этим населённым пунктом просто нет. Александр предложил мне присоединиться по возможности. Но при этом добавил, что количество мест в автомобилях ограничено, и я оказался буквально последним, у кого появился такой шанс. Это за полгода!

Что ж, решение принято, и получалось, что я приеду в Новосибирск один. А когда едешь, то лучше либо к кому-то, либо с кем-то. К кому? Вопрос не стоял – я решил повторить часть маршрута «Провинциалов в Европе» с остановками в тех же местах, чтобы навестить знакомых, которых 5 лет не видал.

КОМСОМОЛЬСК – ХАБАРОВСК: КЛОН «ПРОВИНЦИАЛОВ В ЕВРОПЕ»?

Перелетел через Татарский пролив 16 июня самолётом, чтобы не мучаться с паромом. Некоторые путешественники с материка, желающие посетить Сахалин, обращаются ко мне с целью узнать… расписание паромной переправы Ванино – Холмск. «Да нету там никакого расписания и никогда не было с 1973 г., как эту переправу запустили», - отвечал я. По мне – лучше уж изыскать финансовые возможности на самолёт, чем тупо ждать этого парома в Холмске и потом тупо ждать вечернего поезда в Ванино, где погода практически всегда мерзкая из-за холодного течения, проходящего по западному берегу пролива.

В то время когда в Южном температура воздуха была утром +5, днём +8, Комсомольск встретил меня «тропической» жарой: аж +19! И ни облачка на небе! Имеющие дачи ездили туда каждый день поливать грядки, и то приходилось это делать по 3-5 раз: пересохшая почва жадно впитывала влагу. В то время как находящийся в 300 км Хабаровск заливало дождями. И из 6 дней, когда я находился в этом городе, лишь в один день дождя не было.

А от цен на некоторые продукты в тех городах у меня, сахалинца, лезли глаза на лоб! Так, определённый сорт колбасы, который в Южном стоит 230 руб. за кг, тут стоит уже 260. Банка тушёнки одного и того же сорта в Южном стоит 60 р., а вот в Хабаровске уже 80. 1 кВт-час электроэнергии: в Южном 2,30, в Хабаровске 2,45. Почему??? Раньше же там было всё дешевле! Высказал это на главном сахалинском интернет-ресурсе sakh.com, так мне никто не поверил и стали приводить многочисленные контрпримеры по «шмуткам» и «тряпкам». Правильно, до Китая 20 км - конечно, всякая китайская одежда и будет дешевле. Но не за ней же я в конце концов еду, да и мне тогда было дальше ехать не домой, а в обратную сторону. Разве что проезд в городском транспорте там стоит 12 р. против 14 в Южном.

А по поводу Китая: перед отъездом читал публикации, что, мол, из-за кризиса на границах таможенники скучают, поездки якобы резко подешевели. Фактически: если купишь турпутёвку в Китай из Хабаровска, то по ней пребывание в этой стране будет обходиться примерно по $100 в день. Вспомнил, как мы 5 лет назад за месяц пребывания в Западной Европе потратили по €500 на человека, включая авиаперелёт из Греции в Москву.

В остальном всё было аналогично «Провинциалам…» - встречался в тех городах с теми же людьми, они живы и здоровы.

БУРЯТИЯ: НЕ СОВСЕМ КЛОН

Утром 28 июня поезд доставил меня в Улан-Удэ. И снова меня встречал на вокзале мой однокурсник Тумэн Дармаев. Как погрузили вещи в его машину, так первым делом поехали в новый дацан, построенный в черте города на холме, который местные жители называют «Лысой горой». Приобрели мне ритуальный флажок, соответствующий моему году по восточном гороскопу (у них – Мыши, у нас обычно Крысы); повесили его на одном из деревьев в специально освящённой роще. Покрутили по часовой стрелке барабаны-хурдэ. Заглянули в храм, там велось богослужение – прошли площадь внутри него опять-таки по часовой стрелке и положили перед статуями мелкие монетки. Надо сказать, что я соблюдаю буддистские ритуалы с удовольствием: я давно заметил, что буддизм очень близок язычеству малочисленных народов. Вот уже 60 лет как на Сахалине нет ни одного айна, а некоторые их ритуалы остались. Так же у нас некоторые путешественники, находясь в лесу, поклоняются добрым духам, выполняют некоторые обряды, чтобы задобрить их. По-айнски эти духи называются «камуи», по-бурятски «бурханы», и между ними можно спокойно поставить знак равенства. Для меня тайга – это храм¸ в котором, по моему убеждению, живут добрые духи. Живут они и в лесу, и в ручьях, и в речках, и в озёрах, и в морях, поэтому каждый раз, когда я посещаю эти места, стараюсь им поклониться. А это соответствует и буддизму, и синтоизму, и язычеству, но не христианству, поэтому я его и не приемлю.

Кстати, перед отъездом с Сахалина я узнал, что в одном нашем городе на фундаменте снесённого советскими властями синтоистского храма построили православную церковь. Послал СМС-ку тому знакомому, который рассказал об этом факте, чтобы спросить, в каком городе. Он ответил: в Невельске. Буряты искренне возмутились.

Тумэн поинтересовался, когда я намереваюсь уехать из Улан-Удэ. Я ответил, что не спешу – лишь бы в первой половине июля быть в Новосибирске. Поэтому он предложил мне побывать вместе с ним 29-30 июня на курорте Горячинск, что в 180 км к северу от Улан-Удэ на берегу Байкала.

Итак, 29 июня мы туда выехали. Нас повёз на своём автомобиле Жаргал Гомбоевич Дамбаев, профессор Улан-Удинского филиала Иркутского университета путей сообщения, и – ни много ни мало – изобретатель запатентованного им взрывчатого вещества «жаргалит»! Преподаёт он сопромат. «Да лёгкая это дисциплина, чего студенты так её боятся?» - сокрушается он. Помнится, студенты одного технического вуза интересовались, изучал ли я сопромат. Когда я сказал, что нет, они несказанно удивились: как, человек с высшим образованием, и не изучал сопромат! Вот повезло мне! Помнится, на форуме sakh.com бывает одна студентка Южно-Сахалинского филиала Хабаровского университета путей сообщения, которая также высказывала мнение, что сопромат лёгкий и бояться его не надо – но при этом она старается учиться хорошо.

Поскольку путь был долгим, периодически делали остановки. У нас было немного водки: не хочешь, не пей, но разбрызгать её капли сначала влево, потом прямо и затем направо ты обязан, чтобы бурханов задобрить, тогда они удачу принесут. И действительно, в оба этих дня нам с погодой уже повезло.

Выехали на берег Байкала в посёлке Гремячинск (не путать с Горячинском). Вышли из машины, в лесу было жарко, а вот на берегу с озера дул холодный ветер, прямо как у нашего Охотского моря.

Водичка-то холодная!

Вскоре приехали на место назначения. Благодаря знакомствам Тумэна с персоналом пансионата, относительно недорого (по 600 р.) устроились в хорошем номере. Нашли отдыхавшего там академика Станислава Николаевича Васильева, чтобы на следующий день забрать его с собой в Улан-Удэ: такое задание было выдано Тумэну на работе. После ужина взяли С.Н. Васильева с собой на берег Байкала, где устроили небольшой пикник. И действительно бурханы вняли нашим мольбам: вечером там наблюдался полный штиль. Перед закатом Станислав Николаевич ушёл, а мы ещё немного посидели. Весь мусор сложили в пакет и забрали с собой, чтобы бурханов не разгневать.

Ж. Дамбаев, Т. Дармаев и автор на закате на берегу Байкала

По сравнению с известным сахалинским курортом Горячие Ключи температура воды в бурятском Горячинске показалась мне выше. Терпения хватило только окунуть ноги в источник: как будто ошпарил их кипятком!

На следующий день на обратном пути заехали на территорию, в которой молодёжный лагерь готовился встречать посетителей. Тут я впервые в жизни увидел настоящие юрты, о достоинствах которых много слышал от Володи Грышука по его монгольским рассказам.

Ж. Дамбаев, С.Н. Васильев и автор рассматривают юрты

Я сам не знал, сколько времени проведу в Бурятии, но стало ясно, что 1 июля можно уезжать. К тому же в этот день погода резко испортилась. Так как до Иркутска, где мне предстояло сделать следующую остановку, дешёвых билетов на ближайшие 2 дня не было, то я применил старый испытанный способ: добираться электричками.

И ДАЛЕЕ НА ЗАПАД

Потянулись хорошо знакомые места. Вот станция Боярская, около которой мы с Володей 5 лет назад ночевали на берегу Байкала. На станции мысовая (г. Бабушкин) предстояла пересадка на другую электричку до Слюдянки. Удалось зайти в местный музей, где нашёл оставленную Володей в 2004 г. запись в книге посетителей, и добавил: «Прошло 5 лет». В Слюдянке дошёл до ворот водозабора, на территории которого местный сторож тогда милостиво предложил нам переночевать в цеху под станком «Красный пролетарий» - постоял там минут 15, но… признаков жизни за воротами не обнаружил. «Что ж, поеду в Иркутск ночью», - решил я. Как оказалось, и правильно сделал. Живущий в этом городе мой знакомый, профессор и главный научный сотрудник Института динамики систем и теории управления Владимир Александрович Батурин на месте был лишь на следующий день, 2 июля.

Утром приезжаю к нему на работу. Договорились с ним пожить у него на даче до 4-го. Едем на его мини-вэне по городу, затем, сделав необходимые дела, на дачу. В то время как в Комсомольске, Хабаровске и Улан-Удэ автомобилей было явно мало и наблюдалось полное отсутствие пробок, то в Иркутске что делалось – ой-ёй-ёй! Вдобавок в городе очень много нерегулируемых перекрёстков главных улиц со второстепенными, и каждый поворот налево на таком перекрёстке превращался в целую проблему. «А что делать», - сетовал Владимир Александрович, - «если всё время ехать по главным улицам, то в результате торчания в пробках доберёмся до места назначения ещё позже!»

Добрались до его дачи по Байкальскому тракту – дороге, ведущей по правому берегу водохранилища в сторону пос. Листвянка, что у истока Ангары. В дачном массиве располагаются несколько продуктовых магазинов.

3-го вроде решили съездить в город, но как проснулись и посмотрели в окно – лило как из ведра! Дозвонились до города и решили, что туда ехать в этот день нет надобности. Ну и тупо на даче проторчали весь день. А дождь всё лил и лил, и лишь поздно вечером на западе, над плотиной ГЭС появились просветы в облаках.

4-го утром распогодилось окончательно. В обед, приехав в город, я распрощался с Владимиром Александровичем, и, поскольку поезд на Новосибирск у меня был поздно вечером, решил устроить себе экскурсию по городу. Благо, подробный план Иркутска у меня был. Да и раньше я в нём бывал только проездом, такая экскурсия не помешает.

Ещё раньше я заметил, что возле плотины ГЭС вблизи берега стоит нечто наподобие крейсера «Аврора». Оказалось, ледокол «Ангара», построенный в 1899 г. специально для того, чтобы проводить паромы с вагонами через Байкал в то время, как участок железной дороги вокруг озера был в процессе строительства. Сейчас он превращён в музей, который я с удовольствием посетил. Выяснил, что ледокол ходил до 1962 г.

Иркутская «Аврора»

Далее в городе я с удовольствием походил по довольно длинной набережной Ангары, располагающейся на бульваре Гагарина. И вот что я с удивлением обнаружил:

Памятник императору Александру III. Чтят его там, ведь при нём Транссиб был построен с запада до Иркутска.
Памятник поставлен в 1908 г., снесён в 1920-е годы, восстановлен в 2002 г.

Утром 6 июля я прибыл в новосибирский Академгородок. 17 июля предстоит выезд на Алтай.