Великан – Слюда - Новиково 2009

© Юрий Фролов («крыс»), 2009-09-23

...Ну вот, если честно то почему-то особо ярких впечатлений от этого похода почти нет. Хотя сбылась моя мечта - пройти от Великана хотя бы до Евстафия, то есть логически закончить то что не смогли с Лососем-Машей-Максом и через год с Земляком. На этот раз мы пошли вдвоём, с Олегом (в миру известен ешё как Gr.Iv.Rasputin). Начало похода, уже традиционно, откладывалось из-за моей болезни, насморк и температура не проходили две недели... А в ночь перед походом вобще произошло непредвиденное - я намазал больные колени для профилактики какой-то гремуче-прогревающей мазью, излишки мази вытер тряпочкой, а ночью этой же тряпочкой вытер сопливый нос... Утром проснулся от того что у меня вместо носа какая-то здоровенная разбухшая слива, из-за которой непривычно смотреть - мешает обзору. Шнобель увеличился в три раза. Ну чё, так пришлось и ехать... Отвезла нас на мыс Великан фотограф и джипер Наталья. По пути я для снятия интоксикации выпил весь походный запас бальзама, но интоксикацию-таки снял! Нос уменьшился до почти нормальных размеров.

Поход рассчитывали слегка по-разному: я рассчитывал на 10 дней, Олег на 5. Он оказался более прав чем я - гуляли 6 дней. Но нас подгонял прогноз погоды - ожидались дожди, поэтому хотели их переждать в тёплом дружелюбном Анивском заливе, иначе бы погуляли подОльше...

Ну так вот - первые два дня были не очень интересны. Обычное Охотское побережье, с его характерными останцами, но ничего особенного. Впечатлило только ОФИГЕННОЕ обилие рыбы, ею просто всё кишело - море, речки, речушки и ручейки. Я никогда в жизни такого не видел. Медведи рыбу уже не ели, просто нюхали и западлянски гадили нам под ноги, см.фото:

Прелесть первых дней омрачали постоянные рыбные станы и главное - дороги. Обидно было идти несколько часов якобы далеко от цивилизации, а преодолев очередной непропуск выйти практически на шоссе. Дорог там как оказалось немеряно. В общем, до мыса Менапуцы, или как там его, ходить неинтересно. Непроходы есть, штуки два-три, но все они обходятся по верху, по хорошо натоптаным тропам, по которым рыбаки постоянно ходят друг к другу в гости. А эти тропы к тому же выводят на дороги.

Хотя конечно же красиво, чё уж там... В первую же ночёвку я обнаружил что морских блох, падающих килограммами в костёр, вполне можно есть. Чесслово, у них вкус обычных креветок. Только чистить их шибко неудобно, маленькие они... Есть их надо горстями, хрустят на зубах, полная иллюзия что ешь какие-ньдь крабовые чипсы, прям как в городе, гы-ы-ы! В общем, на берегу моря от голода умереть нельзя. Морскую капусту я тоже постоянно ел, просто доставал из моря свеженькую и ел, ням-ням, солёненькая! А вот рыбу мы ели всего лишь один раз, почему-то совсем не хотелось, может быть именно из-за её суперизобилия.

Ну вот, короче, вот мы не спеша в конце второго дня и дошли до того чего я НУ ООООЧЕНЬ боялся - до протоки Птичьего озера. Я боюсь воду, а там довольно глубокая протока и сильное течение, я даже брал с собой верёвку, чтобы Олег вытаскивал моё утонувшее тело из ледяных волн Охотского моря, куда меня унесёт бурным течением... Так вот - протоки там не оказалось. То есть ВОБЩЕ. Нет даже намёка на неё. Зато неожиданно протока оказалась дальше - на Баргузинском. Когда я был там года три назад там был сантиметровый ручеёк, но сейчас мы попали в прилив - блин, вот это было единственное место где я реально напугался - воды было по пояс и течение было сильное, поперёк него было невозможно идти. Вода пыталась снять с меня неопреновые тапки и уронить, но тем не менее всё закончилось благополучно. Весь мыс Менапуцы пришлось обходить в тапочках по колено в воде. Заночевали сразу за мысом, возле чахленько капающего со скалы намёка на ручеёк.

Высушили палатку (блин, недостаток силиконовой палатки - конденсата на ней скапливалось уйма, стОит только её поставить - после заката солнца она тут же покрывалась каплями)и пошли. Завернув за угол, точнее за камни, увидели перед нами мыс Евстафия и вдалеке за ним Круза. Казалось что всё это рядышком, но блин это только казалось... В общем, направились к Евстафию. День был жаркий, без передышки пили из ручьёв и обливались водой, благо ручьёв было много. Ну разве что лишь на подходе к Евстафию пришлось пить из маленького грязного ручейка, сочащегося из пласта грязи и тут же уходящего в песок... Прошли мимо рыбаков, варящих краба. Они предложили нам угоститься, Олег шедший впереди зачем-то отказался, я сглотнул слюну и... тоже отказался. Жарко, лениво есть, ещё не проголодались, да и идти только начали, поэтому потопали дальше. На самом Евстафии спугнули двух голых загорающих женщин, прошли мимо стана - эх, нашего вагончика в котором мы когда-то сушились с велосипедами уже не было. И вобще за три года всё сильно изменилось. Ночёвку устроили на речке... Эээ... Ну, которая перед Горбушей. Воняло там тухлой рыбой премерзко. Да и за чистой водой пришлось ходить метров за 200-300, но слава богу, у нас была переносная канистра, литров на 30, в общем её хватило с лихвой.

На утро потопали дальше. Можно сказать что по дороге - там всё в колеях от джипов, квадриков и рыбацких отечественных трёхмостных монстров. Были даже следы велосипеда! Во! Короче, прошли мыс Корнелия. Домик бывшей заставы совсем развалился... Увидели памятник, но что написано непонятно, табличка разбилась, видно только слова "Младший сержант...". Подошли к Баклану. Его преодолели влёгкую - поверху. Хех, а без велосипедов всё-таки ходить значительно легче... А вот следующие две скалы пришлось обходить по воде, сняв штаны. Далее следовал ЗНАМЕНИТЫЙ-КОМПЬЮТЕРНЫЙ-МОНИТОР, на котором я перекурил, вспоминая прошедших незадолго до нас группу Тани-Коли-Дары-итп... Далее меня впечатлили белые сыпушные скалы все в глубоких промоинах, шибко впечатляет. Потом следовал живописный водопадик с кишащей у его подножия рыбой, ну а потом день начал близиться к концу... Для ночёвки решили дойти до конца сыпухи, чтоб ночью на палатку не сошла случайная лавинка. И неожиданно пришли к речке Чайка и дороге на ТУ сторону. Впереди был манящий мыс Павловича, куда я в принципе планировал, но там впереди было всё в тумане, фиг знает чё там с ночёвкой, а спина болела, ноги болели... К тому же дело шло к дождю. А в полутора часах ходьбы было тёплое Анивское побережье и чуть ли не гостиница на побережьи... В общем я смалодушничал и решил Павловича оставить на следующий раз. Пока мы межевались из-за пригорка с дороги высунулась медвежья голова, посмотрела сначала на небо, потом на рыбу в речке, а потом неожиданно встретилась со мной удивлённо вытаращеными глазами, сказала что-то типа "Ой, бл..." и скрылась опять на дорогу. Блин. И нам ведь туда идти... Ну, чё делать, рванули пару бомбочек и пошли. Вечерело. Мы бежали вприпрыжку по свежим медвежьим следам и ползущей по дороге рыбе. Бежали быстро. Я на ходу молотил по кружке палкой, периодически кидая бомбочки, Олег свистел... Медведь перед нами судя по следам и помёту тоже бежал быстро, удивляясь нашей борзоте. Никто не хотел сворачивать с дороги. Но тем не менее возле перевала медвежьи следы исчезли - наверное запыхался, бедняга и прилёг в бамбук, а мы обессилено попадали на пятиминутный перекур. Вниз по речке спустились в домик уже на закате и упали на нары...

Как ни странно - но ночью в домике мы слегка подмёрзли под утро. Хотя на улице было тепло, значительно теплее чем внутри. Утром, пока я дрых, Олег устроил "субботник" - собрал и сжёг все бутылки и прочий мусор вокруг домика и в домике. Ну, позавтракали и пошли дальше. Нашли какие-то постаменты с японскими иероглифами, потом я долго лазил по Белому камню а Олег в то время, как обычно, чистил побережье от мусора. О прелести этого места говорить не буду, эта бухточка очень красивая. Я всегда хотел там устроить днёвку, но чё нам там делать двоём... Скучновато. Поэтому потопали дальше. Потопали прямо по рыбе и икре - там нехило порезвились браконьеры... Очень впечатлила полоса из икры вдоль всего побережья (третье фото с конца). Последнюю нашу ночёвку устроили где-то слегка не доходя озера, отойдя подальше от скал с сыпухой.

Ну а на утро прошли мимо заставы и дальше топали по дороге до Трёх Камней, там нас опять-таки забрали Саша с Наташей, за что им огромное спасибо! Вечером были уже дома.

-------------

Резюме: шли не напрягаясь, но тем не менее как-то всё быстро получилось... Шли каждый день примерно по 5-6 часов, хотя если отнять перекуры, перепивы, отдыхи и фотосессии то получится вобще часа по 4-5. На готовку еды время не тратили - брали с собой каши типа "Быстров", куксу, сухое молоко, и (респект Тормозу!) сушёное мясо. Всё это очень лёгкое по весу, калорийное, разнообразное. Чувства голода ни разу не было. Каждый вечер на стоянке я ставил палатку, Олег собирал дрова, я разжигал горелку, Олег поджигал костёр и доставал еду, в общем через 15-20 минут после остановки мы уже ели ели горячую кашу возле пылающего костра... Всё получалось быстро и отработано. И - как ни странно - я, "сова", каждый вечер уже в 9 часов ложился спать. А Олег, "жаворонок", сидел у костра до 12 ночи...

Насчёт снаряги - брали каждый по два баллона газа, готовили только на нём, один баллон остался нетронутым. Горелка, естественно, "Ковея" Camp-4. Я протестировал новые берцы с мембраной - симпатексом - ноги не промокли, хотя по противной речке Чайке я шёл прямо по воде... Палатка была Aleksika Elbrus, просиликоненая двухместка с двумя тамбурами. Была куча конденсата, то ли из-за силиконового покрытия, то ли из-за безветренной тёплой погоды. Для прохода непроходов по воде мы брали неопреновые тапочки, лёгкие и удобные. Каждый шёл с трэккинговой палкой - оказывается, это весьма удобно. Спальники были синтетические, до -4, у меня Salewa а у Олега Camp. Коврики были самонадуваюшиеся, KSL - спали даже на камнях, никакого дискомфорта.

В общем, в следующий раз надо идти от Новикова, делать лагерь гденьдь типа на Крузе, а оттуда налегке делать радиальные выходы на сам мыс Аниву и за Павловича. Ну или доехать до Евстафия и топать оттуда... Путь от Великана и до Евстафия не очень интересен - постоянные дороги, люди, станы, а красот не так уж и много. А самая красота, это конечно от Белого Камня и до маяка. Хочу опять туда.